Последние годы

Последние годы блаженная Любушка, как в дни своей молодости, провела в странствиях. Многие приглашали ее к себе, но не от всех приглашения принимала. Если же просилась в гости сама, люди считали это великой милостью.
В 1995 году она впервые посетила Вышневолоцкой Казанский монастырь, где настоятельствовала ее духовная дочь игумения Феодора. Затем старица изъявила желание поехать в Николо-Шартомский монастырь Ивановской области. «Отец, возьми меня к себе», — сказала Любушка архимандриту Никону. «Ко мне?» — изумился отец настоятель и, не веря своему счастью, отвез Любушку в родную обитель, где она подвизалась около года.
lubushka.ru-namolitveПосле этого блаженная вернулась в Вышневолоцкой Казанский монастырь. «Ты останешься здесь навсегда?» — спросила она игумению Феодору. «А Вы, матушка, со мной останетесь?» Подумала Любушка и сказала: «Останусь…» Именно в этой обители старица отошла ко Господу. Игумения Феодора была единственной свидетельницей последних минут ее жизни, прощальных молитв и преображения ее лика. Она считает это великим Господним даром в своей жизни. Игумения Феодора родилась 27 декабря 1955 года в селе Балоуша Брестской области в благочестивой семье. Ее прадед был блаженный. Прадед на пашне молился с воздетыми руками, без этого не начинал земледельческих работ. В семье было шестеро детей. Все братья стали священниками, младшие сестры замужем за священниками. Матушка, самая старшая в семье, стала игуменией. В святом крещении ее нарекли Надеждой. Много лет праздновала она день Ангела в один день с блаженной Любушкой, которая по возрасту годилась ей в матери, а то и в бабушки: когда Надя появилась на свет, блаженной исполнилось 43 года. Их небесные покровительницы, святые мученицы Любовь и Надежда, были родными сестрами, пострадавшими за Христа. Надежда Пилипчук в молодости училась в строительном техникуме. Со школьной скамьи мечтала о постриге, писала письма во все действующие монастыри, но отовсюду приходил отказ. В те «застойные» годы молодым было трудно официально поступить в монастырь, и многие принимали тайное монашество в миру.
Надежда стала духовной дочерью схиархимандрита Серафима (Тяпочкина). Однажды она приехала к нему в село Ракитное с подругой Фаиной. Старец вынес два креста, большой и поменьше, и стал говорить. Говорил долго, наверное, полчаса, но у Надежды как слух замкнуло, ни слова не услышала, лишь глаза старческие перед нею сияют, дивные, страшные. Запомнила только последнюю фразу: «Сама пройдешь, и чтоб других смогла утешать!» И вручил ей большой крест, а Фаине другой, поменьше. Это были их будущие постригальные кресты. О. Серафим сказал: «Когда вас облекут в мантию, в тот же день приезжайте ко мне».
В 1997 году подруги поселились вблизи Троице-Сергиевой Лавры. Надежда Владимировна поступила работать в библиотеку Московской Духовной академии.
Она неустанно молилась о том, чтобы служить Господу во иноческом чине, и принял Господь молитвы ее: 21 февраля 1980 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена состоялся постриг рабы Божией Надежды в мантию с именем Феодора, а ее подруги Фаины с именем Маркела. Памятуя завет старца Серафима, невесты Христовы хотели в тот же вечер выехать в Белгород, но их не отпустили: по уставу, они должны были пять дней неотходно пребывать в храме Божием. Мать Феодора до сих пор переживает, что не сумела выполнить старческого благословения: старцев надо слушаться безпрекословно. Из-за непослушания, считает она, ее впоследствии постигли большие скорби. Через несколько дней новопостриженных монахинь отправили в Святую Землю. Здесь мать Феодора понесла послушание в трапезной Русской Духовной Миссии, затем была назначена благочинной Горненского монастыря в Иерусалиме. Этот маленький островок русской земли неразрывными узами связывает Святую Русь с ветхозаветной историей нашей Церкви, с ее пророками, апостолами, Приснодевой Марией и Самим Спасителем, пролившим кровь на Кресте за нас, грешных.
В 1983 году она стала настоятельницей Горненской обители. Блаженнейший Патриарх святого града Иерусалима и всей Палестины Диодор I возвел монахиню Феодору в сан игумении с возложением на нее наперсного креста и вручил ей игуменский жезл. Тогда-то м. Маркела и сказала ей: «А помнишь, как отец Серафим предсказал тебе игуменство?» М. Феодора призналась, что ни слова тогда не слышала, лишь последнее предложение запомнила. Оказывается, духовный отец уже тогда знал все пути ее. Когда в 1865 году на пост начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме назначили архимандрита Антонина (Капустина), он начал энергичную деятельность по приобретению земель в Палестине. Ему Россия обязана тем, что к концу прошлого столетия для Православия были спасены и стали русскими ряд связанных с евангельскими событиями мест. В их числе палестинское селение Горняя, иначе Айн-Каремский холм, место действия одного из драгоценнейших евангельских повествований — встречи Девы Марии с праведной Елисаветой. Архимандрит Антонин приобрел его в 1871 году. Расположенная на горной террасе, эта местность утопает в зелени виноградников и масличных садов. Не случайно арабская деревушка Айн-Карем, которая располагалась здесь прежде, в переводе означает «Источник виноградников». Здесь жили родители Иоанна Крестителя, здесь увидел свет величайший из рожденных женами. В часе ходьбы — пустыня, где Предтеча мужал духовно, прежде чем вышел в мир с проповедью покаяния. Именно сюда из после Архангельского Благовестия через ущелья, каменистые тропинки пришла дивная Богоотроковица, чтобы открыть близкой по крови праведной Елисавете возвещенную Ей небесную тайну. «Во дни оны воставши же Мариам, иде в Горняя со тщанием, во град Иудов, и вниде в дом Захарии, и целова Елисавет» (Лк. 1, 39-40).
«Град Иудов в Горних» -гористая местность в южной части Палестины, называемой Иудея. На месте дома Захарии и Елисаветы, где состоялся богодухновенный разговор, переданный человечеству Евангелистом Лукой (Лк. 1, 39-56), стараниями архимандрита Антонина возникла община, которая выросла в Горненский монастырь. Чтобы выделить евангельское посещение Богородицей матери Предтечи в Горненской обители в 1883 году установлен особый праздник, которого нет ни в одной другой обители: «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы». В память об этом событии архимандрит Антонин написал тропарь: «Дево безневестная и Мати всечестная, приемши от Архангела Благовещение, со тщанием востекла еси в Горняя, и целовавши южику Твою всечестную Елисавет, Материю Господа от сея наречена была еси, и возвеличила возвеличившаго Тя Господа. Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!»
Праздник начинается 30 марта по церковному календарю, на пятый день после Гавриилова Благовестия. Из Троицкого храма Русской Духовной Миссии несут в Горнее икону «Благовещение», а сестры выносят из обители навстречу ей образ «Целование». После их встречи соединившийся крестный ход несет дражайшую ношу по извилистым тропинкам «Горней страны». Икона препровождается в Казанскую церковь в ознаменование дороги, которую две тысячи лет назад совершила сюда Благодатная Дева. Благовещенскую икону водружают на игуменское место, одевают в голубое одеяние до пола, наподобие монашеской мантии. Рядом ставится игуменский жезл. Три месяца икона находится в Горненской обители в память трехмесячного пребывания Честнейшей у Ее родственницы. Эти месяцы Матерь Божия является Игуменией монастыря. Место земной настоятельницы позади иконы. Сестры берут благословение сначала у Благовещенской святыни и лишь затем у матушки и священника. На Рождество Иоанна Предтечи, которое также торжественно празднуют в Горненском монастыре, икону уносят обратно в Миссию. В течение года каждую среду совершается здесь последование акафистного пения в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и поется горненский тропарь празднику.
3a3703c20e71-146x250В 1883 году архимандрит Антонин построил в обители церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. На летнюю «Казанскую» после всенощной читается 12 акафистов Взбранной Воеводе в память чудесного избавления обители в прошлом веке от эпидемии холеры — это тоже сугубо горненский обычай. В святых местах, где происходили события Священной Истории, пребывает особая благодать. Творец слышит здесь наши молитвы, как нигде в другом месте. Господь извел матушку Феодору на служение в места духоносные, благодатные, но очень искусительные. Подвизаться там нелегко: враг жестоко мстит христианам, тем более православным монахам, работающим Господу на Земле Обетованной. Горненский монастырь стоял полуразрушенный, на сестер шла сильная брань. Когда м. Феодора была благочинной, в обители убили монахинь Варвару и Веронику (Васипенко), мать и дочь.
Они несли послушание в Горненской обители с 1967 года, отличались в труде и молитве. Утром 20мая 1983 года сестры, обезпокоенные их отсутствием на службе в храме, обнаружили их бездыханные тела, распростертые на полу, в крови, в их келлиях. Медицинская экспертиза установила, что кончина наступила около 9 часов вечера 19 мая от нескольких ножевых ран. Полиции удалось найти убийцу, который признался в совершенном злодеянии. Суд признал его психически невменяемым, и власти выслали его из Израиля.

Беседа с Лукией Ивановной Мироновой, многолетней келейницей старицы блаженной Любушки монахини Кириллы
30 сентября — день ангела старицы Любушки. Господу было угодно, чтобы родители назвали ее, самую младшую в семье, именно Любовью, хотя она появилась на свет Божий за две недели досвоего дня Ангела — 17 сентября 1912 года.
В день Любушкиных именин — в праздник святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — мы сидим за столом в доме Лукии Ивановны Мироновой, многолетней Любушкиной спутницы, пьем чай с пирогами, поминаем и вспоминаем блаженную. Дом просторный и светлый, куплен недавно по благословению и молитвам блаженной старицы. В углу огромная старинная икона святителя Николая, она досталась вместе с домом. Со слов хозяйки, Любушка особо чтила Николая Чудотворца, усердно молилась в Сусанино перед его старинным образом (ныне икона передана в дар Кирилло-Белозерскому мужскому монастырю). 22 года блаженная жила в доме Лукии Ивановны Мироновой.
— Пришла Любушка к нам в праздник святых апостолов Петра и Павла, -вспоминает Лукия Ивановна, — в 1974 году. Мы тогда в Вырице жили. Встретились мы с Любушкой на улице. А до этого я ее в храме видела, ее уже тогда за прозорливую считали. Любушка спросила меня, где я живу и попросилась переночевать. Я сказала ей тогда, что я грешная и недостойная, но буду рада. Только у меня внуки маленькие…
— Я детей не боюсь, -ответила Любушка. Пришли домой, а Галина кормит грудью Павлика. Я тогда занимала комнату в коммунальной квартире. А на лето ко мне приезжала Галина с мужем и двумя маленькими детьми.
Первое, что сказала Любушка, когда мы вошли: «Ты здесь живешь. И я теперь буду здесь жить…» Мы постелили ей на раскладушке, другого места не было. Так она и осталась жить в нашем доме. Ее звали к себе одинокие старушки, но Любушка почему-то отказывалась, говорила, что к себе, то есть в наш дом, пойдет.
Помню, через год она сказала мне: «Люся, пойдем с тобой странствовать».
— Любушка, не то время, теперь много хулиганства, куда же мы с тобой пойдем? Давай в доме у нас жить, храм рядом.
— Ладно, давай у тебя жить…
Она дважды звала меня странствовать. Пришла в наш дом с сумочкой, где была пара белья и кусочек хлеба. На ногах -тапочки. Кто-то из богомольцев дал ей новую кофту с начесом. У меня была такая же, только уже старенькая.
Она мне вдруг говорит: «Люся, давай поменяемся, я хочу твою носить». Поменялись. По благословению Любушки мы купили дом в Сусанино, рядом с храмом иконы Казанской Божией Матери, которую она особо чтила. Эту покупку она нам предсказала заранее, за три года. Любушка много молилась, особенно ночами. Она знала наизусть много акафистов. В Сусанино к ней все чаще стали обращаться люди, особенно в беде, в горе. Она за всех, кто к ней обращался, молилась, говорила им волю Божию — ей было открыто. Она чаще всего по своей ручке читала, словно книгу жизни открывала. По молитве, конечно, которая ее, праведницы, доходила до Бога. Многих Любушка отправляла молиться в монастырь на Карповку к святому прав. Иоанну Кронштадтскому или к блж. Ксении. Она их очень почитала. В последние годы не было дня, чтобы к нам не приезжали люди, бывало, что и ночью, и не только миряне, но и монашествующие, духовенство. Отец Наум, архимандрит из Троице-Сергиевой лавры, часто к нам своих чад отправлял. Он и сам не раз бывал у нас, в Сусанино. Помню, предлагал Любушке постричь ее в монашество, однажды куклу прислал в монашеской одежде. Но Люба упорно отказывалась. Она говорила всегда: «Я странница. Так меня и поминайте…» Она никогда не осуждала ни священство, ни вообще кого-либо, всех жалела. Не раз говорила мне, что умрет у Казанской, что ее убьют мужики…»
…Лукия Ивановна охотно рассказывала мне про блаженную и очень мало говорила в связи с ней о себе. Хотя она, верная Любушкина спутница, 22 года незаметно помогала блаженной нести нелегкий крест юродства Христа ради. Сколько людей перебывало в их доме за годы жизни с Любушкой, не перечесть -не десятки, а тысячи… И сколько нужно было хозяйке дома терпения, любви Христовой, чтобы всех принимать, утешать в горе, кормить-поить, укладывать порой на ночлег. Один священник сказал, что этим Лукия спасется. «Блаженны милостивии, яко тии помилованы будут».

Рассказывает Лукия Ивановна Миронова:
«Молилась Любушка необычно и трогательно. И в храме, и дома она разговаривала с иконами на своем языке, обращаясь к образу на иконе как к живому. Иногда слезно просила о чем-то, иногда радовалась.
Молилась она за всех, кто к ней обращался, молилась за Петербург, за Россию. Как-то сказала, что если люди будут все так же грешить и не будут каяться в грехах, наступит страшное время. Она особо почитала Матерь Божию. Любушка, сирота, любила Ее всем сердцем, всей душою, как свою родную мать. И тоже в сердечной простоте по-своему с Ней говорила. Любушка рассказывала мне, что Царица Небесная неоднократно к ней являлась.
Впервые она заговорила об этом еще в Вырице. Однажды Любушка молилась на дороге, недалеко от храма. И видит, как прямо на нее идет по дороге стая волков -почему-то черных, страшных. Это были бесы. Через несколько дней на том месте, у дороги, она увидела на сосне Саму Царицу Небесную в голубом красивом одеянии… Однажды она стояла у храма, молилась и вдруг видит Матерь Божию совсем недалеко, в нескольких шагах. Царица Небесная словно с иконы сошла. Она стояла и смотрела на угодницу Божию Любушку, утешала ее Своим явлением. Однажды в Сусанино я спросила у Любушки, спасусь ли я и как мне спасаться.
— В храм будешь ходить и спасешься, — ответила блаженная. Будем считать, что это наказ нам всем — всем, кто стремится спасти душу.