Блаженная Любушка родилась 17 сентября 1912 года в крестьянской семье Лазаревых.
Отца ее звали Иван Степанович, маму – Евдокия Ивановна. По свидетельству духовной сестры и сотаинницы блаженной Любушки Лукии Ивановны Мироновой, они жили в Смоленской области. Отец был церковным старостой.
У Ивана Степановича и Евдокии Ивановны было много детей, Любушка младшая. Мать девочки имела четырех родных сестер. Их звали Анисия, Мавра, Мария, Варвара. Любушкины тетушки были боголюбивые девы, часто посещали церковь и брали с собой маленькую племянницу, которая с детских лет проявляла склонность к Божественному.
В пятилетнем возрасте девочка осиротела: ее благочестивая родительница отошла ко Господу. На дворе стоял 1917 год – год кровавой смуты на Руси. Ивана Степановича, как причастного к религиозному культу, новые власти сослали в Сибирь. Люди добрые не дали сиротам умереть, взяли в семьи. Домой раб Божий Иоанн не вернулся.
Когда Любушке исполнилось 18 лет, тетя хотела выдать ее замуж за соседа, – и сваты приходили: “Определить тебя хочу”. Но Любушка сказала, что не хочет замуж, а должна служить Богу: “Господь определит. Он создал меня не для мира, а для Себя”. Если же она тете в тягость, то она уйдет. И девушка поехала в Ленинград к старшему брату, который принял на себя заботу о сироте. Он поселил ее у себя и устроил работать на завод “Красный треугольник” калошницей.
На предприятии трудилось множество молодых людей, которые тоже искали встреч с молчаливой скромной сотрудницей, но к иному стремилось сердце ее. На заводе за вредность полагалось молоко. Любушка отдавала его сослуживцам, у которых были дети, – уже тогда постничала. На этой работе она заболела туберкулезом, видимо от истощения – врачи обнаружили затемнение в легких.
Пришлось перейти на бельевую фабрику кастеляншей. Здесь ее стали принуждать обманывать, делать приписки. Велели рвать простынь пополам, чтобы получилось две. Любушка отказывалась: “Не буду, это грех”. Она часто молилась в Николо-Богоявленском кафедральном соборе, а также на Волковом кладбище в храме Иова Многострадального – на “Волкуше”, как ласково называют этот храм коренные питерцы. Жила неподалеку с братом и невесткой в коммунальной квартире на улице Тамбовской, в доме № 46. Питалась скудно: пила чай с хлебом. В семье брата варили мясные супы -Любушка мясо не ела.
Постник иеросхимонах Серафим Вырицкий говорил: “Надо заключить мир с животными”. Однажды она, ослабев, упала на улице, стала призывать Господа. Приехавший врач “скорой помощи” отказался забрать ее в терапевтическое отделение: “Это не моя больная”. И девушку, учитывая некоторые “странности” в ее поведении, отвезли в психиатрическую больницу. Ей удалось уйти оттуда, оставив паспорт в руках врачей. Что ей пришлось претерпеть тогда, один Господь ведает.
Любушка рассказывала Лукии Ивановне, что, сбежав из больницы, три дня ничего не ела. Ей стыдно было просить. По милости Божией встретила верующую женщину, которая, увидев плачущую девушку, пожалела ее и накормила. После этого возникли проблемы с братом. Все это очень осложняло ей жизнь. Отвращение к суетной мирской жизни, стремление всецело посвятить себя служению Богу принудили ее отдалиться от всех и пойти странствовать. Господу было угодно, чтобы Любушка приняла на себя подвиг юродства Христа ради. На это блаженную благословил иеросхимонах Серафим Вырицкий. Некоторым своим духовным чадам старец Серафим давал послушание духовно окормлять православных. Не имея возможности принимать всех, он молился, чтобы Господь даровал одним людям помощь через других, духовно с ним связанных, как при жизни его, так и после кончины. Это было сокровенным деланием Вырицкого старца.